Любое предприятие сталкивается с необходимостью сбора информации о конкурирующих организациях и состоянии рынка в своем сегменте. Ключевым источником данных о конкурентах и товарах являются маркетинговые исследования по ценовому мониторингу. 

Зачем нужен анализ конкурентов?

Проведение мониторинга цен дает возможность проверить следующие аспекты:

  • присутствие товаров вашей организации или конкурирующей в определенных точках торговли;
  • ассортимент продукции и широта предлагаемых услуг;
  • цена товарных категорий или определенных видов продукции и услуг;
  • наличие ценников, прайсов и их актуальность;
  • проводимые акции и условия участия в спецпредложениях;
  • соблюдение магазинами договоренностей, обозначенных в рекламных акциях;
  • качество работы промо-персонала, участвующего в акциях;
  • качество выкладки товаров, а также характеристики их упаковок, срок годности;
  • присутствие рекламных материалов и многое другое.
Способы проведения ценового мониторинга

Следует отметить, что ценовой аудит может быть проведен с использованием различных методик. Их выбор напрямую зависит от специфики и особенностей изучаемых конкурентов. Рассмотрим самые часто применяемые методики.

Мониторинг цен открытого рынка, как правило, заключается в сборе информации по ценникам в торговых точках. В этом случае маркетинговое исследование можно реализовывать двумя способами:

  • Специалист записывает полученные данные на диктофон с выносным микрофоном или фотографирует ценники. Важно отметить, что не существует официального запрета на переписывание данных с ценников в магазинах.
  • Установление контакта с продавцами розничной торговой точки. Содействие сотрудника особенно полезно в том случае, если цены на товарах не указаны или же, если изучаемый ассортимент очень обширен.

Перечисленные способы подходят как для разового изучения конкурентов, так и для еженедельного мониторинга цен.

Сбор цен конкурентов в случае, если прайс-листа нет в открытом доступе зависит от нескольких факторов. В некоторых случаях итоговая цена формируется, исходя из объема заказа, сроках его исполнения и т.д. В данной ситуации при мониторинге цен исследователю необходимо «разыграть» роль клиента, а значит, вступить в диалог с продавцом. Наиболее часто используются следующие легенды:

  • Исследователь «играет» роль непрофессионала: задает массу вопросов, интересуется об особенностях выбора, всех параметрах товара/услуг/сервисов. В результате этого продавец обозначит подробную информацию о цене и особенностях ее расчета.
  • Исследователь «играет» роль профессионала. В такой ситуации исследователь должен начать спор с продавцом относительно характеристик товара, чтобы доказать ему свою компетентность. Отстаивая свою точку зрения, продавец добровольно сообщит такому «клиенту» массу полезных данных.

Наиболее сложная задача – выполнить анализ конкурентов на закрытом рынке. Провести ценовой мониторинг в таких условиях крайне непросто, так как компании (особенно работающие в сфере B2B) тщательно отрабатывают все устанавливаемые контакты.

В данном случае главное – не «спугнуть» конкурента. Очевидно, что в узкой сфере известны все игроки рынка. Соответственно, неожиданный звонок от неизвестного лица может вызвать настороженность. А значит, что при мониторинге цен на закрытом рынке следует использовать серьезное «прикрытие».

Как правило, в качестве источника информации в такой ситуации выступают сотрудники, которые уволились из исследуемой компании-конкурента. Существует ряд способов узнать информацию о системе скидок предприятия, прайс-листе, политике формирования цен от бывших сотрудников предприятия. В каждом случае методика выяснения данных выбирается индивидуально под “тайного покупателя”.

Маркетинговое агентство SDA оказывает услуги по проведению ценового мониторинга по любым сценариям на всех рынках. Проведение ежемесячного или еженедельного мониторинга цен – необходимость, если компания ориентирована на стабильное развитие, расширение и занятие лидирующих позиций на определенном сегменте рынка.