+7 (812) 925-45-37
sda@sdamarketing.ru
Санкт-Петербург, наб. Обводного канала 66

Маркетинговое агентство

SDA

Найти себя Выявим рентабельную нишу
Вместе лучше Поможем найти партнеров и покупателей
Нет границ Работаем на всей территории РФ
Никаких секретов Проверим сервис "Тайным покупателем"
Сайту будет хорошо Комплексная текстовая оптимизация

Мониторинг цен: цели, задачи и используемые методики

Любое предприятие сталкивается с необходимостью сбора информации о конкурирующих организациях и состоянии рынка в своем сегменте. Ключевым источником данных о конкурентах и товарах являются маркетинговые исследования по ценовому мониторингу.

Зачем нужен анализ конкурентов?

Проведение мониторинга цен дает возможность проверить следующие аспекты:

  • присутствие товаров вашей организации или конкурирующей в определенных точках торговли;
  • ассортимент продукции и широта предлагаемых услуг;
  • цена товарных категорий или определенных видов продукции и услуг;
  • наличие ценников, прайсов и их актуальность;
  • проводимые акции и условия участия в спецпредложениях;
  • соблюдение магазинами договоренностей, обозначенных в рекламных акциях;
  • качество работы промо-персонала, участвующего в акциях;
  • качество выкладки товаров, а также характеристики их упаковок, срок годности;
  • присутствие рекламных материалов и многое другое.

 Способы проведения ценового мониторинга

Следует отметить, что ценовой аудит может быть проведен с использованием различных методик. Их выбор напрямую зависит от специфики и особенностей изучаемых конкурентов. Рассмотрим самые часто применяемые методики.

Мониторинг цен открытого рынка, как правило, заключается в сборе информации по ценникам в торговых точках. В этом случае маркетинговое исследование можно реализовывать двумя способами:

  • Специалист записывает полученные данные на диктофон с выносным микрофоном или фотографирует ценники. Важно отметить, что не существует официального запрета на переписывание данных с ценников в магазинах.
  • Установление контакта с продавцами розничной торговой точки. Содействие сотрудника особенно полезно в том случае, если цены на товарах не указаны или же, если изучаемый ассортимент очень обширен.

Перечисленные способы подходят как для разового изучения конкурентов, так и для еженедельного мониторинга цен.

Сбор цен конкурентов в случае, если прайс-листа нет в открытом доступе зависит от нескольких факторов. В некоторых случаях итоговая цена формируется, исходя из объема заказа, сроках его исполнения и т.д. В данной ситуации при мониторинге цен исследователю необходимо «разыграть» роль клиента, а значит, вступить в диалог с продавцом. Наиболее часто используются следующие легенды:

  • Исследователь «играет» роль непрофессионала: задает массу вопросов, интересуется об особенностях выбора, всех параметрах товара/услуг/сервисов. В результате этого продавец обозначит подробную информацию о цене и особенностях ее расчета.
  • Исследователь «играет» роль профессионала. В такой ситуации исследователь должен начать спор с продавцом относительно характеристик товара, чтобы доказать ему свою компетентность. Отстаивая свою точку зрения, продавец добровольно сообщит такому «клиенту» массу полезных данных.

 Наиболее сложная задача – выполнить анализ конкурентов на закрытом рынке. Провести ценовой мониторинг в таких условиях крайне непросто, так как компании (особенно работающие в сфере B2B) тщательно отрабатывают все устанавливаемые контакты.

В данном случае главное – не «спугнуть» конкурента. Очевидно, что в узкой сфере известны все игроки рынка. Соответственно, неожиданный звонок от неизвестного лица может вызвать настороженность. А значит, что при мониторинге цен на закрытом рынке следует использовать серьезное «прикрытие».

Как правило, в качестве источника информации в такой ситуации выступают сотрудники, которые уволились из исследуемой компании-конкурента. Существует ряд способов узнать информацию о системе скидок предприятия, прайс-листе, политике формирования цен от бывших сотрудников предприятия. В каждом случае методика выяснения данных выбирается индивидуально.

Маркетинговое агентство SDA оказывает услуги по проведению ценового мониторинга по любым сценариям на всех рынках. Проведение ежемесячного или еженедельного мониторинга цен – необходимость, если компания ориентирована на стабильное развитие, расширение и занятие лидирующих позиций на определенном сегменте рынка.