Экспертное заключение может быть использовано как доказательство в суде. Маркетинговое агентство SDA — независимая компания, которая проводит исследования, в т.ч., для предоставления в судебном процессе в следующих случаях:

  • фактическое смешение обозначения и товарного знака;
  • семантическое, визуальное, фонетическое восприятие обозначения, которое впоследствии может быть учтено при определении сходства обозначений;
  • степень информированности потребителей о заявленном обозначении и о производителе маркированных им товаров при оценке приобретенной различительной способности;
  • известность обозначений при оценке вероятности смешения;
  • известность обозначений при признании знака общеизвестным;
  • вхождение обозначения во всеобщее употребление для товара определенного вида;
  • влияние изменений обозначения на различительную способность товарного знака в глазах потребителей;
  • восприятие спорного обозначения потребителями как топонима, в том числе указывающего на место происхождения товара или на место нахождения его производителя;
  • известность произведения в России на дату подачи заявки на регистрацию товарного знака;
  • восприятие потребителями сравниваемых товаров как однородных;
  • оригинальность промышленного образца.
  • при изменении цены отпускаемой продукции и др.

Согласно действующему в российскому законодательству вывод о сходстве сравниваемых товарных знаков до степени смешения или, наоборот, об отсутствии такого сходств может быть сделан Роспатентом и судами на основании непосредственной оценки зарегистрированных в качестве товарных знаков обозначений. Законодательство не требует представление социологического исследование в для доказательства того, что покупатели воспринимает товарные знаки или визуальные элементы как идентичные. Вместе с тем, наличие доказательств фактического смешения может служить дополнительным доводом при защите.
Стоит отметить, что единой утвержденной методики проведения социологических и маркетинговых исследований для использования как доказательства в судебных процессах, в настоящее время не существует. Поэтому возникает вопрос о достоверности результатов исследования и достаточности доказательств. Прозрачность результатов исследований маркетингового агентства SDA достигается за счет:

  1. обоснования используемых методов;
  2. сопоставления выводов экспертов с другими доказательствами, содержащими сведения о предмете исследования, то есть анализ заключения эксперта в частной системе доказательств;
  3. аудио- и видеозаписи проводимых исследований;
  4. предоставление массива всех полученных данных, в т.ч. печатных форм анкет.

Суд или Роспатент могут не принять результаты исследования в качестве доказательства без представления опросных листов с ответами конкретных респондентов, а также с их данными, позволяющими перепроверить ответы в случае необходимости. Таким образом, предоставление только отчета по результатам опроса покупателей или экспертов будет может быть отклонено. Также могут быть не приняты судом результаты социологического исследования, при проведении которого были использованы наводящие вопросы и психологические приемы манипулирования мнением респондентов.

Согласно профессиональным стандартам, принятым в социологии, для большинства случаев объем выборки устанавливается между минимальным пределом в 400 человек и максимальным пределом в две тысячи.

При проверке достоверности доказательств, суд проверяет исследовательскую компанию — исполнителя. Сотрудники организации должны иметь соответствующую профессиональную квалификацию. Организация должна быть независимой, без аффилированности с заказчиком.