Маркетинговое исследование российского рынка АСУ ТП

Демонстрационная версия отчета по анализу рынка АСУ ТП, проведенного маркетинговым агенством SDA в 2019 году.При любом копировании ссылка на источник обязательна. 

В 2019 году объем российского рынка АСУ ТП оценивается на уровне 45 млрд. рублей. Санкции в нефтегазовой отрасли привели к снижению инвестиций в АСУ ТП. Если в 2016 году доля нефтегазовых компаний в структуре закупок автоматизированных систем оценивалась около 70%, то к 2019 году она  сократилась более чем в 3 раза и составила 21,7%.

Энергетические компании также сокращают закупки автоматизированных систем (с 21% в 2014 году до 9,0% в 2019 году в общей структуре закупок).

Если до 2018 года основным драйвером рынка АСУ ТП были предприятия нефтяного сектора, то в настоящее время настоящее время основные объемы заказов приходят из атомной отрасли. В 2019 г. компания «Росатом» потратила на проектирование, строительство, техническое оснащение и НИОКР 4,05 млрд руб. Из них на закупки оборудования для АЭС потрачено 10,76%. Практически все закупки предполагают поставку техники, имеющей систему автоматического управления разной степени сложности.

По оценке участников рынка, в комплексном проекте АСУ ТП порядка 50% стоимости приходится на проектирование системы,35 % – производство (включая закупку компонентов и сборку), 15% – монтаж оборудования.

Наблюдает сезонность спроса: в 4-м квартале технические директора заводов могут смело распоряжаться остатком годового бюджета. Поэтому ноябрь – наиболее активный месяц для запросов разработчикам АСУ ТП и подписания контрактов. Подготовка проекта занимает 3-5 месяцев, в апреле-марте размещаются заказы на сборку шкафов.

Порядка 85% прямых тендеров (организатор – конечный заказчик) выигрывают компании, находящиеся в непосредственной близости к объекту размещения шкафов. Около 15% закупок выигрывают предприятия, удаленные более чем на 500 км от места поставки. Можно говорить о «федерализация» участников рынка.

При запуске нового производства либо глубокой модернизации («с площадки») приняты два варианта организации строительства: первый – генподрядчиком выступает собственно заказчик, второй – привлекается внешний генподрядчик. В первом случае заказчик самостоятельно выбирает производителя основного оборудования и АСУ за 5 лет до ориентировочного запуска. Далее в течение года проводит переговоры по уточнению ТЗ, условий поставки. За 4 года до старта начинается проектирование и постепенное производство оборудования, а также выбирается подрядчик по АСУ. С третьего года выбранная компания начинает проектирование систем управления. Примерно в это время либо в течение следующего года компания-проектировщик АСУ подбирает субподрядчиков по сборке шкафов, если собственное производство загружено или отсутствует.

В сфере промышленной автоматизации степень тиражируемости систем управления мала. Почти каждый заказ выполняется по уникальной проектной документации, предусматривает определенный выбор комплектующих, специфические требования к исполнению шкафов. Штучное или мелкосерийное производство определяет высокую трудоемкость изготовления каждого готового изделия.

Заказать детализированное исследование рынка АСУ ТП и другие маркетинговые исследования можно в агентстве SDA по телефону +7(812)209-45-37 или направив запрос sda@sdamarketing.ru