Онлайн фокус-группы

Онлайн фокус-группа — это метод сбора данных, который заключается в проведении дискуссии между несколькими респондентами с помощью онлайн-платформы. Как и традиционные фокус-группы, онлайн-дискуссии позволяют, глубже вникнуть в проблемы, ранее выявленные в ходе количественного исследования, протестировать продукты, концепции, маркетинговые материалы или описать портрет целевой аудитории.

Проведение онлайн фокус-групп стоит дешевле традиционных групповых дискуссий.  При проведении онлайн-исследования, стоимость маркетингового исследования снижается за счет аренды фокус-комнаты и вознаграждения респондентам. Средний уровень вознаграждения участников традиционной фокус-группы составляет 1500 рублей, т.к. респонденты тратят время и расходы на дорогу к месту проведения дискуссии. Вознаграждение участников онлайн-групп составляет 1000 рублей.

Существует два основных типа онлайн фокус-групп. Синхронный тип проводится в режиме реального времени с помощью видео-платформы или через чат. Асинхронный тип, который также называют «доска объявлений», проводится в виде форума в течение нескольких дней.

Маркетинговое агентство SDA рекомендует выбирать асинхронный тип онлайн фокус-групп в случаях:

  1. 1. Когда респонденты находятся в разных регионах;
  2. 2. Личные или чувствительные темы исследования. Отсутствие видео и жесткого тайминга позволяет респондентам лучше формулировать ответы на вопросы, не опасаясь косых взглядов и осуждения.

 

Метод онлайн фокус-групп имеет свои недостатки:

  • У участников могут возникнуть технические проблемы, что может повлиять на процесс дискуссии. Недостатком онлайн фокус-групп являются требования к технической оснощенности респондентов. Скорость Интернета и качество изображения обязательно тестируются до проведения онлайн дискуссии синхронного типа. Если технические характеристика оборудования  не соответствуют  требуемому уровню, респондент не будет допущен до участия в фокус-группе. Часто для участия в онлайн-группах синхронного типа респонденты выбираются из существующей панели. В этом случае расходы на рекрутинг сокращаются;
  • Непонимание вопросов и отсутствие оперативной реакции со стороны исследователя. Особенно это характерно для онлайн-групп асинхронного типа («доска объявлений»). Если в процессе традицонной фокус-группы участники не понимают вопрос, модератор может оперативно перефразировать или пояснить. В онлайн дискуссиях модератор может уточнить вопрос только после того, как увидит ответы участников. Для устранения этого недостатка, маркетинговое агентство SDA проводит предварительное тестирование вопросов, что помогает уточнить используемые  формулировки;
  • Снижение групповой динамики. В процессе традиционных фокус-групп легче добиться групповой динамики и выработки полезных идей. При онлайн дискуссиях невербальные коммуникации минимальны, что создает сложности во взаимодействии респондентов.

Также как в случае с традиционными групповыми дискуссиями, представители заказчика могут наблюдать за ходов исследования, предлагать модератору вопросы для уточнения мнения участников проекта.

По нашему опыту, онлайн фокус-группы могут быть полноценной альтернативой традиционным групповым дискуссиям. Заказать проведение фокус-групп онлай в маркетинговом агентстве SDA можно по телефону +7(812)209-45-37 или направив запрос на почту sda@sdamarketing.ru