Эффективное функционирование компании напрямую связано с анализом конкурентов. Он помогает выявить сильные и слабые стороны участников рынка, на основании чего разрабатывается стратегия развития.
Конкурентный анализ – обязательная часть маркетингового исследования. Если компания не является естественным монополистом на рынке, у нее должно быть представление о деятельности других предприятий.
В современных условиях жесткой конкуренции, мало знать только лидеров рынка. Правильно проведенный анализ конкурентов также содержит сведения о прямых, потенциальных и косвенных конкурентах.
Прямые (главные) конкуренты оказывают существенное влияние на деятельность предприятия, отнимают клиентов и, соответственно, прибыль. При проведении анализа, следует ориентироваться не столько на лидеров рынка, сколько на ближайших конкурентов. Например, основную конкуренцию транспортной компании, владеющей 25 автовозами, составляют предприятия с таким же количеством техники. Крупные автоперевозчики, в данном случае, – лидеры рынка. Размер компании влияет на разработку стратегии продвижения.
Наиболее распространенный способ изучения прямых конкурентов представляет метод «4P». Сравнение компании с другими участниками рынка проводится по параметрам: цена, место ( в т.ч. регион, страна и др.), продукт (услуга), каналы продвижения.
Роль косвенной конкуренции часто недооценивается. Руководители предприятий ожидают угрозы из внутренних сфер бизнеса, но редко оценивают внешние угрозы. Косвенные конкуренты предлагают аналогичные товары (услуги) для смежной ниши или противоположные товары (услуги) для потребителей. Так, например, косвенными конкурентами являются кондитерские производства и фитнес- клубы. Пирожные и торты продаются меньше из-за открытия неподалеку доступного для массового потребителя спортивного центра. Правильный образ жизни в моде, и многие отказываются от употребления мучного и сладкого, регулярно посещают тренировки. Практика показывает, что альтернативных конкурентов надо не только знать, но и вступать с ними в конкурентную борьбу.
Потенциальные конкуренты – фирмы, стремящиеся или способные выйти на рынок. Низкий барьер входа на ненасыщенный рынок создает благоприятную среду для появления конкурирующих предприятий. Это могут быть как новые компании, так и косвенные конкуренты, работающие в смежных сегментах.
Конкурентный анализ можно сравнить с изучением водителем дорожной ситуации через зеркала. Можно водить машину, смотря только в лобовое стекло. Однако, в этом случае, высоки риски аварии. Залог успеха – комплексное представление об окружении и своевременная реакция на происходящее.
Одной из разновидностью формы конкурентного анализа может быть бизнес-справка о компании.