В июле 2016 года приняты поправки к федеральному закону 54 «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов», обязывающие всех предпринимателей заменить традиционные кассовые аппараты онлайн-кассами. Под действие закона попадает почти вся розница: в 2021 году онлайн-кассы поставят большинство бизнесменов. 1 июля 2021 года заканчивается последняя отсрочка — ККТ должны будут установить ИП без наемных работников.

Широкое применение онлайн-касс открывает возможности для анализа продаж в розничной торговле по чекам ОФД. Согласно 54-ФЗ, операторы могут использовать фискальные данные по своему усмотрению при условии их обезличенности.

В чеках ОФД содержится информация:

·         Название магазина;

·         Название документа;

·         Признак расчета;

·         Номенклатура товара;

·         Количество товара;

·         Цена за единицу товара;

·         Стоимость товара;

·         % НДС;

·         Сумма НДС;

·         Итоговая сумма расчета;

·         Форма расчета (наличные/безнал);

·         Информация о налоговой системе продавца;

·         Отдельно общая сумма НДС;

·         ФИО кассира и его должность;

·         Номер смены;

·         ИНН торгового предприятия, выдавшего чек;

·         Заводской номер кассовой машины;

·         Наименование организации, выдавшей чек;

·         Адрес расчета;

·         Адрес сайта, где можно проверить чек;

·         Порядковый номер чека;

·         Дата и время выдачи чека;

·         Регистрационный номер ККТ;

·         Заводской номер фискального накопителя;

·         Номер фискального чека;

·         Фискальный признак данных;

·         QR-код для проверки чека.

Анализ розничных продаж по чекам ОФД может проводиться в интересах производителей товаров, владельцев касс (интернет- и розничные магазины, DIY и др), управляющих организаций, арендодателей и арендаторов и др.  

Анализ чеков ОФД позволяет изучить информацию о представленности продуктов и брендов на рынке по каналам продаж, среднем чеке, сопутствующих товарах, сезонности покупки. Таким образом можно сделать вывод о занимаемой доле, скорректировать ценовую политику, оценить эффективность рекламной кампании и др.

 

Анализ розничных продажа в интересах владельцев касс проводится для консолидации информации по выручке, среднему чеку, наиболее востребованным товарам (ABC и XYZ-анализ), личная эффективность продавцов и смен, влияние различных факторов на поведение покупателей и др.

Только анализ кассовых операций может дать ответ на вопрос, какие товары продаются в едином чеке и не приведёт ли отсутствие или вывод из ассортимента определенного товара к прекращению продаж другого, более интересного для производителя или продавца.

При анализе розничных продаж в интересах третьих лиц удаляется любая конфиденциальная информация: название торговой сети, адрес магазина, данные покупателя. Распространение этой информации запрещено законом.

В Российской Федерации более 20 операторов фискальных чеков. Каждый оператор может предоставлять данные только собственной базы. Таким образом, анализ данных розничных продаж на основе только чеков ОФД формирует частичное предоставление о рынке.

Маркетинговое агентство SDA предлагает комплексный анализ рынка, который, в том числе, включает, анализ розничных продаж по чекам ОФД.