В июле 2016 года приняты поправки к федеральному закону 54 «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов», обязывающие всех предпринимателей заменить традиционные кассовые аппараты онлайн-кассами. Под действие закона попадает почти вся розница: в 2021 году онлайн-кассы поставят большинство бизнесменов. 1 июля 2021 года заканчивается последняя отсрочка — ККТ должны будут установить ИП без наемных работников.
Широкое применение онлайн-касс открывает возможности для анализа продаж в розничной торговле по чекам ОФД. Согласно 54-ФЗ, операторы могут использовать фискальные данные по своему усмотрению при условии их обезличенности.
В чеках ОФД содержится информация:
· Название магазина;
· Название документа;
· Признак расчета;
· Номенклатура товара;
· Количество товара;
· Цена за единицу товара;
· Стоимость товара;
· % НДС;
· Сумма НДС;
· Итоговая сумма расчета;
· Форма расчета (наличные/безнал);
· Информация о налоговой системе продавца;
· Отдельно общая сумма НДС;
· ФИО кассира и его должность;
· Номер смены;
· ИНН торгового предприятия, выдавшего чек;
· Заводской номер кассовой машины;
· Наименование организации, выдавшей чек;
· Адрес расчета;
· Адрес сайта, где можно проверить чек;
· Порядковый номер чека;
· Дата и время выдачи чека;
· Регистрационный номер ККТ;
· Заводской номер фискального накопителя;
· Номер фискального чека;
· Фискальный признак данных;
· QR-код для проверки чека.
Анализ розничных продаж по чекам ОФД может проводиться в интересах производителей товаров, владельцев касс (интернет- и розничные магазины, DIY и др), управляющих организаций, арендодателей и арендаторов и др.
Анализ чеков ОФД позволяет изучить информацию о представленности продуктов и брендов на рынке по каналам продаж, среднем чеке, сопутствующих товарах, сезонности покупки. Таким образом можно сделать вывод о занимаемой доле, скорректировать ценовую политику, оценить эффективность рекламной кампании и др.
Анализ розничных продажа в интересах владельцев касс проводится для консолидации информации по выручке, среднему чеку, наиболее востребованным товарам (ABC и XYZ-анализ), личная эффективность продавцов и смен, влияние различных факторов на поведение покупателей и др.
Только анализ кассовых операций может дать ответ на вопрос, какие товары продаются в едином чеке и не приведёт ли отсутствие или вывод из ассортимента определенного товара к прекращению продаж другого, более интересного для производителя или продавца.
При анализе розничных продаж в интересах третьих лиц удаляется любая конфиденциальная информация: название торговой сети, адрес магазина, данные покупателя. Распространение этой информации запрещено законом.
В Российской Федерации более 20 операторов фискальных чеков. Каждый оператор может предоставлять данные только собственной базы. Таким образом, анализ данных розничных продаж на основе только чеков ОФД формирует частичное предоставление о рынке.
Маркетинговое агентство SDA предлагает комплексный анализ рынка, который, в том числе, включает, анализ розничных продаж по чекам ОФД.