Высшие учебные заведения заинтересованы в привлечении абитуриентов. Для создания плана продвижения образовательных услуг проводятся маркетинговые исследования. 

Цели исследования:

  • определить  основные характеристики целевой аудитории для планирования стратегии ВУЗа в части образовательной (разработка учебных программ и технологий
  • обучения) и маркетинговой (разработка системы мер по профориентации и содействию занятости выпускников) деятельности;
  • определить основных стейкхолдеров образовательных программ и описать их влияние на целевую аудиторию;
  • разработать маркетинговый план по продвижению образовательных услуг, включая программу (дорожную карту) конкретных мероприятий в ближайшей и среднесрочной перспективе.
  • Как правило, маркетинговые исследования ВУЗов проводятся в несколько этапов, сочетают разные методы:

    Этап 2. Кабинетное исследование и интервью с ключевыми сотрудниками образовательного учреждения.

    Этап 3. Количественные опросы.

    Этап 4. Качественные опросы (глубинные интервью и фокус-группы).

    Этап 5. Анализ полученных данных и разработка рекомендаций по маркетинговому продвижению образовательного учреждения.  

     Маркетинговый план ВУЗа может включать:

    • Стратегический портфель образовательных услуг

    1. Рейтинг образовательных программ:

    · с точки зрения абитуриентов;

    · с точки зрения потенциальных работодателей;

    · с точки зрения рентабельности (окупаемости инвестиций).

    2. Оценка образовательных программ:

    · с точки зрения существующих преимуществ и недостатков;

    · существующих и перспективных рынков сбыта;

    · дополнительных сопутствующих услуг.

    3. Модель создания потребительской ценности

    · целевые сегменты потребителей;

    · показатели, которыми будет измеряться выполнение поставленных целей.

    • Стратегия развития образовательного учреждения

    1. Ситуационный анализ

    · внешней среды,

    · конкурентов,

    · собственных сильных и слабых сторон,

    · конкурентных преимуществ.

    2. Определение основной стратегической альтернативы

    · дифференциация образовательных услуг (по предметам и формам обучения) или оказание стандартизированных услуг с наименьшими затратами;

    · ориентация на широкий рынок (диверсификация) или на узкую рыночную нишу (специализация);

    · адаптация к изменению спроса в сегментах целевой аудитории или предложение новых, уникальных образовательных услуг;

    · сотрудничество, интеграция с партнерами в отрасли или за пределами отрасли.

    3. Распределение функций маркетинга и выбор (одной из указанных или комбинированной) организационной структуры управления маркетингом:

    · функциональная;

    · географическая;

    · продуктовая;

    · рыночная;

    · матричная.

    4. Основные инструменты продвижения:

    · оффлайн (выставки, дни открытых дверей, работа со школами);

    · традиционные СМИ (телевидение, радио, пресса);

    · онлайн СМИ (сайт вуза, лендинги, социальные сети, E-mail, блоги, онлайн медиа, Telegram-каналы).

    • Реализация маркетинговой стратегии

    1. Действия по привлечению внимания, формированию заинтересованности:

    · потенциальных абитуриентов;

    · работодателей;

    · государственных структур.

    2. Действия по стимулированию спроса заинтересованных:

    · в самостоятельном получении образования;

    · в финансировании переподготовки.

    3. Действия в отношении существующих образовательных программ:

    · кросс-продажи, допродажи,

    · ремаркетинг.

     

    При создании плана продвижения образовательного учреждения маркетинговое агентство SDA указывает сроки проведения мероприятий в двух перспективах:

    • краткосрочнаяперспектива (до 1 года с начала внедрения программы) включает обязательные мероприятия, необходимые для запуска проекта и существенного роста узнаваемости учебного заведения у целевой аудитории, повышения интереса к его образовательным программам в виде роста количества обращений (лично, по телефону, интернет-каналам и т.п.), при этом некоторые из таких мероприятий могут иметь разовый характер. привязываться к уникальным событиям. Их цель – вызвать общественный резонанс и заявить ВУЗ в качестве источника значимой для местных сообществ информации.
    • среднесрочная перспектива(до 2-4 лет с начала внедрения программы) – включает регулярные мероприятия, которые должны проводиться с привязкой к периодическим событиям в жизни ВУЗа, региона, города, целевой аудитории (например, дни открытых дверей, фестивали, встречи выпускников и т.п.); сюда же следует отнести мероприятия, которые дают максимальный эффект на фоне уже сформировавшихся представлений об образовательном учреждении и позитивных ожиданий от его деятельности, а именно – мероприятия по продвижению перспективных проектов, мероприятия, проводимые совместно с учредителями, спонсорами, партнерами и т.п.