Маркетинговое агентство SDA проводит все виды исследований рынка, в т.ч. по изучению поведения и предпочтений покупателей. В данной статье мы публикуем дизайн проекта, на основании которого были определены точки роста каждой товарной категории, выявлены ключевые вводные для коммуникационной стратегии и позиционирования бренда, определены ключевые сегменты покупателей. 

Цели исследования:

  • Выявить долю рынка (penetration rate) бренда и конкурентов в товарных категориях;
  • Изучить процесс выбора и принятия решения о покупке в категории, определить ключевые драйверы и барьеры;
  • Изучить потребительские предпочтения в исследуемых категориях;
  • Выявить свободные ниши и незакрытые потребности для дальнейшей корректировки стратегии развития бизнеса и маркетинговой стратегии;
  • Определить сильные и слабые стороны бренда и конкурентов в глазах потребителей для корректировки позиционирования бренда;
  • Проверить сегментацию COMPAS на количественном исследовании.

Задачи исследования:

  1. Определение типов покупательского поведения и потребительских предпочтений по товарным категориям:
  • Изучение прошлого опыта покупок. Знания брендов в товарных категориях, как узнали о бренде, интересующие категории товаров, опыт посещения, покупок, частота покупок за год, средний чек, мотивы покупки, помещение, для которого подбирали товары, для кого покупали товары, каналы покупок.
  • Процесс выбора, ключевые источники поиска информации. При выборе товара, какими источниками пользовались в онлайн/в розничном магазине, какой опыт получили после посещения магазина/сайта/ мобильного приложения компании и насколько он был полезен для принятия решения о покупке (посмотрел выкладку, увидел распродажу, спец. предложения, обратился к консультанту, прочитал отзывы , использовал возможность онлайн сравнения товаров и др.),  где в итоге купили, что послужило причиной покупки в конкретном магазине?
  • Выявление рациональных и категорийных аттракторов в категории (На чем основаны предпочтения потребителей в категории? По какому принципу выбирают магазин для покупки? Что является ключевым фактором совершения покупки в онлайн/офлайн канале? (ценовая политика, близость к месту проживания, ассортимент, наличие в магазинах того или иного бренда, уникальных товаров, специальных акций и предложений, услуг). Оценка параметров (дизайн, доп. комплектующие, размер, ценовой диапазон) и затраченное время (например, решение принято перед посещением магазина/ решение изменилось в магазине/ решение принято в магазине). Если решение было изменено, после посещения магазина. Что заставило изменить?
  • Выявление эмоциональных аттракторов и ожиданий потребителей от магазинов и онлайн-продавцов/ платформ в категории / Оценить преимущества и недостатки покупки в изучаемом магазине (Какой по мнению потребителей идеальный/лучший магазин в категории? / Магазины лидеры в товарных категориях? Что не хватает изучаемому магазину до идеального/лучшего магазина? (ассортимент, специальные предложения, услуги, организация торговых залов)
  • Определить роль цены в процессе принятия решения и ее чувствительность.
  • Восприятие, оценка имиджа бренда и конкурентов по ключевым товарным категориям.
  • Лояльность к брендам, опыт использования после покупки (болевые точки в процессе использования)
  • Выявить неудовлетворенные потребности в разрезе: ассортимента (товарные группы, категории, бренды, технологии, дизайн), услуги и сервисы, инструменты лояльности (CRM, программы лояльности, комьюнити и т. д.), технологии розничных продаж, цифровые технологии и сервисы на сайте, в мобильном приложении, вдохновение/ предложение готовых наглядных решений, помогающих в процессе выбора и комбинирования товаров, ценовые сегменты, каналы продаж.

2. Определение процесса принятия решения о покупке

  • Какие магазины будут рассматривать? Каналы совершения покупок? Какие товары? Сколько денег готовы потратить на покупку? Какой именно стиль/материал/цвет/размер/тип товара планируют купить?  Основные причины/цели покупки товара в будущем? Что могло бы повлиять на решение купить данный товар в изучаемом магазине? Какие источники будут рассматривать, чтобы получить больше информации? В каком канале продаж вероятнее всего купят?
  • Почему именно так будут действовать? (именно этот канал, этот стиль интерьера, ценовая категория, эти товары, эти бренды, эти приоритеты поиска и выбора)
  • Определить модель(-и) потребительского поведения в отсутствие ИКЕА в категориях товаров изучаемого бренда для лояльной к ИКЕА аудитории.

3. Сегментация покупателей

Методика: онлайн опрос по панели респондентов.

Размер выборки: не менее 2 000 респондентов.

Отчетные материалы:

  • Отчет по результатам исследования на русском языке в формате PPT с выводами и рекомендациями;
  • Top-line по всем вопросам анкеты.