Форсайт (с англ. foresight – взгляд в будущее)– это метод определения образа будущего и реакции на предстоящие вызовы. Горизонт планирования 20-50 лет. Методика впервые была использована в США в 70х годах в оборонной промышленности. С тех пор форсайт-сессии претерпели значительные изменения, были адаптированы для проведения в частных компаниях.
Основные принципы форсайта:
- Будущее можно создавать, оно зависит от прилагаемых усилий;
- У будущего много вариантов, которые зависят от принимаемых сегодня решений;
- Нельзя точно предсказать будущее, но можно быть готовым к изменениям.
Когда компании нужна форсайт-сессия:
- Отсутствует понятная и разделяемая сотрудниками стратегия;
- Поиск новых возможностей развития компании и удержания лидерских позиций;
- Определение приоритетов развития и выбор единого пути;
- Ограниченное время для принятия стратегических решений;
- Сплочение команды для решения стратегических задач, корпоративный тренинг.
Как это работает:
Основным элементом форсайт-сессии является карта будущего (далее Карта). Участникам форсайта предлагается заполнить Карту трендами. Под тренда понимаются основные тенденции, увеличивающие или уменьшающие свое влияние на предметную область.
Форсайт-сессии рекомендуется проводить в течение двух-трех дней. Как правило, первый день начинается с ознакомления участников с ключевыми трендами рынка. В ходе дискуссии обсуждаются кейсы отрасли: вызовы, стоящие перед компаниями из отрасли, и способы преодоления преград. Далее участникам предлагается создать образ будущего компании. Для этого участников разделяются на группы. Каждая группа представляет свое видение компании через 10-20-30 лет, исходя из существующих предпосылок. После продолжительного «разогрева», участникам предлагается определить, оценить и разместить на Карте ключевые технологические, социальные, технические и др. тренды, оказывающие влияние на бизнес компании.
По результатам работы с трендами, участникам предлагается определить потребности клиентов будущего. Следующий этап – мозговой штурм, в процессе которого происходит генерация проектов.
Каждый проект проходит защиту перед независимым жюри, которые делают заключение о значимости проекта. На следующи день участники работают с нормативными актами и ожидаемыми законодательными изменениями, производится сведение групповых карт в общую карту времени и проводится финальная презентация.
Результатом стратегической сессии по методу форсайт является «дорожная карта» – визуальный образ совместного будущего, включающий ключевые тренды, события, технологии, стратегические выборы и точки принятия решений, план законодательных и лоббистских мер и прогноз развития технологий.
Преимущества форсайт-сессии:
- Сокращение сроков разработки стратегии;
- По результатам появляются прорывные проекты, реализацию которых можно начать сразу по завершении форсайт;
- Вовлеченность команды в решение стратегических вопросов, формирование общего понимания.
Каждая стратегическая сессия и корпоративный тренинг проектируется индивидуально под цели и задачи компании.