Как говорил основатель всемирно известной банковской династии: «Кто владеет информацией, тот владеет миром». Качественно собранные и актуальные данные представляют значительное конкурентное преимущество и в наш динамичный век.

Мониторинг СМИ (англ. Media monitoring service) – отслеживание новостей, публикаций, выступлений, рекламы и т.п. в средствах массовой информации, соответствующих тематике маркетингового исследования.  Мониторинг СМИ применяется для изучения PR-активности и маркетинговых кампаний, составления создаваемого в средствах массовой информации «портрета» организации или же персоналии, оценки общественного мнения, отслеживания поведения конкурентов.

Практика изучения информации в СМИ в России берет начало в  17 веке. По поручению царя изучались новостные обзоры немецкой и голландской прессы. Особенное внимание уделялось критическим статьям о России. Бороться с негативными публикациями предписывалось через дипломатические каналы, оказывая нажим на зарубежных партнеров, или написанием официального опровержения.  Веком позже городской совет Гамбурга запрещал издателям публиковать в газетах какие-либо сведения о Российской Империи, за исключением материалов, присланных и одобренных российской стороной.

28 апреля 1921 года вышло распоряжение Ленина об учреждении мониторинга СМИ. «…Книжной палате произвести … следующую работу: Из важнейших газет („Известия ВЦИК“, „Правда“, „Экономическая жизнь“, „Петроградская правда“ и центральных областных газет — произвести вырезки за май месяц всех материалов, касающихся экономических, хозяйственных и производственных вопросов, включая также все отчеты и статистические материалы, подробно расклассифицировать их и расклеить по альбомам». Данный метод сбора информации из печатных СМИ сегодня называется пресс-клиппингом. В 21 веке методики мониторинга СМИ претерпели значительные изменения.

Виды мониторинга СМИ:

Мониторинг печатных СМИ

Мониторинг печатных СМИ подразумевает сбор информации путем изучения федеральных, региональных, городских СМИ

Отчет может включать:

  • сводную таблицу публикаций с указанием темы публикации, модальности, издания, заголовка статьи;
  • полный текст всех статей в электронном виде, в формате Word, размещённых в печатных СМИ в день мониторинга, с указанием темы публикации, модальности, издания, заголовка статьи, полосы выхода и площади статьи;
  • сводную таблицу количества упоминаний событий, персоналий и др.

 Мониторинг телевизионных СМИ

Анализ и мониторинг федеральных, региональных, платных каналов по запросу Заказчика проекта.  

Отчет может включать:

  • краткий обзор важных экономических и политических новостей федерального и регионального масштаба с предоставлением цитат и расшифровок по предмету изучения;
  • сводная таблица количества упоминаний предмета исследования с указанием модальности;
  • перечень и полную расшифровку сюжетов с указанием тематики, продолжительности, модальности, времени выхода и количества выходов сюжетов всех новостных выпусков телеканала, а также с указанием всех лиц, присутствующих в кадре, с наличием их комментариев (расшифровкой);
  • распечатки (полный текст) выступлений в публицистических передачах по требованию Заказчика;
  • электронный вариант видеозаписи программ и сюжетов;
  • предоставление по каждому требованию Заказчика видеоматериалов по предмету изучения на электронном носителе.

 Мониторинг информационного поля в Интернете (новостных веб-сайтов, общественно-политических, аналитических интернет порталов, сетевых изданий)

Отчет о мониторинге информационного поля в Интернете может включать:

  • перечень и содержание материалов со ссылкой на оригиналы публикаций;
  • сводная таблица количества упоминаний предмета исследования с указанием модальности.

Общий анализ информационного поля по всем информационным форматам (печатные и электронные СМИ, интернет).

В ежемесячный анализ информационного пространства входит динамика упоминаний, цитирования о предмете исследования. В процессе мониторинга оценивается коннотация (позитивная или негативная информации), влиятельность СМИ, наличие прямой речи и уровень спикера, количество публикаций по предмету исследования и другие показатели.

 По предмету изучения мониторинги СМИ бывают:

  • предметный мониторинг — поиск информации о компаниях, товарах, брендах, предметах;
  • событийный мониторинг — подбор материалов о неком событии, например, освещение хода муниципальных выборов;
  • мониторинг персоналий — сбор новостей и публикаций, в которых упоминается персона;
  • тематический мониторинг — подборка информационных материалов, публикуемых по пределенной теме;
  • отраслевой мониторинг — изучение новостей и публикаций о событиях и людях в рамках изучаемой отрасли.