Проведение фокус-групп
Фокус-группа один из наиболее популярных инструментов качественных исследований. Метод может применяться во многих cферах: от создания новых продуктов и тестирования восприятия рекламных материалов до изучения внутренней среды организации.
Исследование по методу фокус-групп позволяет определить мотивацию целевой аудитории, базовые ценности и установки, модели принятия решения, восприятие бренда или его элементов.
Преимущества проведения фокус-групп:
- высокая вовлеченность респондентов в дискуссию (основана на эффекте групповой динамики), что гарантирует широкий спектр мнений по изучаемым вопросам, спонтанность и искренность ответов;
- возможность определить стереотипы поведения, мотивы совершения покупки, восприятие бренда и цепочки ассоциаций целевой аудитории;
- заказчик может наблюдать за ходом фокус-групп из специально оборудованной комнаты для наблюдений (за односторонним зеркалом) или через online трансляцию;
- тестирование материалов. В ходе фокус-групп респондентам могут демонстрироваться видео-ролики, элементы фирменного стиля бренда или компании, различные печатные материалы. Также возможно проведение сравнительной дегустации продукции различных марок.
- гибкость инструментария. При возникновении темы, не предусмотренной сценарием проведения фокус- группы, но представляющей интерес для исследования, модератор может скорректировать процесс дискуссии в интересах проекта.
Недостатки метода фокус-групп:
- результаты могут оказаться нерепрезентативными по отношению к генеральной совокупности. Для получения достоверных результатов, необходим однородный состав фокус-группы. Подобор респондентов должен вестись в строгом соответствии с требованиями исследования;
- зависимость результатов от мастерства модератора. Ведущий фокус-групп должен создать атмосферу доверия, побуждающую всех участников максимально открыто высказывать свои мнения. Личное мнение модератора по вопросам исследования не должно влиять на респондентов. Участники фокус-групп обладают различными темперамента и взглядами. Одни респонденты проявляют чрезмерную активность в дискуссиях, вступают в споры, другие предпочитают отмалчиваться. Только опытный модератор способен нейтрализовать это поведение и направлять фокус группу в нужное маркетинговому исследованию продуктивное русло.
Стандартное исследование по методу фокус-групп, проводимое маркетинговым агентством SDA, обладает следующими характеристиками:
- 4 фокус-группы с представителями целевой аудитории;
- время проведения одной фокус-группы –– 1,5-2 часа;
- число участников одной фокус-группы – 8 человек.
Фокус-группы проводятся профессиональными модераторами по разработанным сценариям (гайдам), согласованными с заказчиком. Для проведения фокус-групп используется специально оборудованная комната с односторонним зеркалом, благодаря чему заказчик наблюдает за ходом дискуссии из клиентской комнаты. Группы записываются на профессиональное аудио- и видеооборудование. Как правило, отчет о полученных результатах маркетинговые агентства предоставляют через 4-6 недель после старта проекта. Оптимизация процессов в маркетинговом агентстве SDA позволяет проводить фокус-группы быстро, за 2,5 -3 недели без потери качества.
Из числа информантов заранее исключаются люди, либо маргинально настроенные по отношению к обсуждаемым тематикам (крайне позитивно/крайне негативно), либо абсолютно пассивные. Это позволяет сориентироваться на аудиторию, на которую возможно повлиять коммуникативными средствами в краткосрочной/среднесрочной перспективе. Иногда фокус-группы проводятся для изучения мнения сотрудников.
Цена фокус-группы, в первую очередь, зависит от доступности потенциальных респондентов. Когда стоимость и сроки проекта являют приоритетными, мы рекомендуем проводить исследования по методу онлайн фокус-групп.
Направьте запрос sda@sdamarketing.ru, и мы поможем вам на профессиональном уровне организовать и провести фокус – группы в Москве, Санкт-Петербурге и любых других городах России.