Юзабилити-тестирование (Ux-тестирование) – это популярный метод маркетинговых исследований потребителей (customer experience), который проводится для оценки удобства взаимодействия целевой аудитории с продуктом. UX-тестирование чаще применяется в отношении тестирования сайта, маркетингового исследования приложений, но подходит для изучения удобства взаимодействия потребителей с любым продуктом или услугой.

Цели юзабилити-тестирования обычно включают:

  • Выявление проблем в дизайне продукта или услуги;
  • Определение зон улучшения;
  • Изучение поведения и предпочтений целевой аудитории.

В процессе UX-тестирования исследователь (называемый «фасилитатором» или «модератором») просит участника («респондента») выполнить задачи, наиболее свойственные пользователю. Респондент должен быть представителем целевой аудитории изучаемого продукта или услуги. Участников часто просят «мыслить вслух» во время тестирования юзабилити (так называемый «метод мысли вслух»). Фасилитатор может попросить участников рассказать о своих действиях и мыслях при выполнении заданий. Цель этого подхода – понять поведение, цели, мысли и мотивы участников.

Задачи в юзабилити-тестировании – это реалистичные действия, которые респондент может выполнять в реальной жизни. Они могут быть очень конкретными или открытыми, в зависимости от вопросов исследования и типа UX-тестирования.

Примеры задач из реальных исследований юзабилити:

  • Ваш принтер показывает «Ошибка А5200». Как вы поступите, чтобы избавиться от сообщения об ошибке?
  • Вы рассматриваете возможность открытия новой кредитной карты с Cash Back. Есть ли возможность открытия подобной карты на сайте www.allcards.com? Опишите ваши действия на сайте. Что вы ожидаете, нажимая эту кнопку?  
  • Вам нужно поговорить с коллегой по работе из отдела управления проектами. Используйте интранет, чтобы узнать, где он находится. Сообщите исследователю свой ответ.

Формулировка задачи очень важна в юзабилити-тестировании. Ошибки в формулировке задачи могут привести к тому, что участник неправильно поймет, что ему предлагается делать, или повлияет на процесс выполнения задач (психологический феномен, называемый подготовкой).

Юзабилити-тестирование может быть качественным или количественным.

Качественное юзабилити-тестирование фокусируется на сборе информации о том, как люди используют продукт или услугу. Качественное тестирование юзабилити лучше всего подходит для выявления проблем в пользовательском интерфейсе. 

Количественное тестирование юзабилити фокусируется на сборе метрик, описывающих пользовательский опыт. Двумя метриками, которые чаще всего собираются при количественном тестировании юзабилити, являются успешность задачи и время выполнения задачи. 

Цена юзабилити-тестирования зависит от:

  • Количества респондентов и сложности рекрутинга;
  • Требованиям к технической стороне тестирования (например, в случае тестирования использования приложения с помощью смартфонов, необходимо устройство для записи действий пользователя);
  • Характеру тестирования (в фокус-группе, глубинное интервью, уличный опрос и др.).

Невозможно сделать заключение об удобстве взаимодействия пользователя с продуктом, не спросив об этом самого пользователя. Подход юзабили-тестирования позволяет разработчикам и продуктовым командам создавать понятные и востребованные рынком решения.