Глубинное интервью – неформальная личная беседа, которая проводится для получения качественной, более глубокой информации, по сравнению с опросами. Отличие метода заключается в том, что интервьюер (исследователь) может задавать респондентам (участникам исследования) вопросы не только по заранее согласованному списку (гайду), но и дополнительные вопросы, исходя из ответов. 

Метод предполагает личное общение исследователя с респондентом в комфортных условиях, что способствует открытому и доверительному общению о предмете изучения. Поскольку интервью проводятся один на один, отсутствует давление со стороны других участников. Респонденты склонны подробно высказывать свое мнение, что позволяет собрать наиболее полные данные для изучения. Иногда глубинное интервью подразумевает беседу не с одним, а с двумя или тремя респондентами. Как правило, глубинное интервью длится 30-60 минут.

Метод интервью используется в маркетинговом анализе, когда необходимо определить эмоции, чувства, мнения и опыт, ценности целевой аудитории, а также получить исчерпывающую информацию о предмете исследования от экспертов рынка. 

Глубинные интервью и фокус–группы могут решать схожие задачи:

Проведение глубинного интервью предпочтительно в следующих случаях:

  • тема подразумевает наличие глубоких знаний, которыми может обладать лишь специалист (интервью с экспертами рынка);
  • интервью проводится с конкурентами, которые не станут делиться инсайтами в фокус-групповой дискуссии;
  • в процессе беседы приходится затрагивать глубоко личные аспекты, которые не могут обсуждаться в присутствии посторонних (например, при изучении предметов личной гигиены);
  • респонденты находятся на значительном расстоянии друг от друга, а их количество невелико (например, опрос госслужащих, работающих в разных регионах);
  • в роли респондентов выступают состоятельные и занятые люди.

Проведение интервью с целевой аудиторией – основной метод изучения потребительского опыта (customer experience). Используется в рамках маркетинговых исследований «карта эмпатии», customer development, дизайн-мышление, customer journey map, jobs to be done.

Недостатки углубленных интервью:

1. Увеличивает сроки проведения исследования

Интервью с покупателями и экспертами рынка занимают довольно много времени, поскольку помимо самой беседы и подготовки списка вопросов необходимо провести рекрутинг (поиск участников исследования) и сделать расшифровку аудиозаписи в текст.

2. Рекрутинг респондентов

Участники должны быть тщательно отобраны, соответствовать портрету целевой аудитории (для  customer experience) и иметь требуемую квалификацию и знания (для экспертных интервью). Чем сложнее скринер (перечень требований, которому должны соответствовать участники исследования), тем дольше проводится рекрутинг, а значит, и маркетинговое исследование.

3. Высокая квалификация исследователя

Если интервьюер не имеет опыта, исследование может оказаться под угрозой. Интервьюер должен следовать за мыслью респондента, задавать дополнительные вопросы для максимального раскрытия темы, создавать комфортную атмосферу и правильно интерпретировать полученную информацию.

4. Относительно дорого

Процесс может быть относительно дорогостоящим по сравнению с другими методами. Стоимость глубинного интервью зависит от доступности респондентов и сложности предмета исследования. Метод предусматривает вознаграждение респондентам за участие в проекте.

Проведение глубинных интервью можно заказать в исследовательской компании SDA. Мы обладаем опытом проведения как экспертных интервью (в т.ч. на закрытых рынках), так и проведения глубинных интервью дизайн-мышления, customer development, UX-тестирования и др.