Кастомер девелопмент (от англ.customer development – развитие клиента, сокр. сustdev) — это современная методика разработки продукта с помощью быстрого тестирования идей, основанная на клиентоориентированном подходе. Термин был введен в 90х годах прошлого века предпринимателем Стивом Бланком. Согласно идее Бланка, продукт должен решать проблемы покупателей и заключать в себе ценность.

Разработка продукта по кастомер девелопмент противопоставляется продуктоориентированному подходу. В первом случае, первичная проблема клиента, для решения которой проводится разработка. Второй подход основан на мнение, что для хорошего продукта покупатели всегда найдутся. Когда разработчики излишне увлекаются продуктом и забывают о клиентах, проект часто проваливается.

 Зачем нужен:

  • Для изучения «проблем» потенциальных пользователей, на основании которых будут сформулированы продуктовые гипотезы;
  • Помогает снизить расходы в разработку идей, невостребованных рынком;
  • Быстрый цикл разработки MVP и получение обратной связи от потенциальных покупателей;

 Как это работает:

Customer development проводит продуктовая команда. Мы рекомендуем формировать ее из сотрудников кросс-функциональных подразделений (например, разработчики, маркетинг,  программисты, логисты и др). Задача команды состоит в проведении серии циклов: связь с рынком – формирование гипотез – доработка продукта.

Основными инструментами custdev являются глубинные интервью, карта пути клиента (Customer journey map) и бизнес-моделирование  с помощью Canvas.

Достоинства метода:

  • Сокращение финансовых затрат на разработку. Благодаря быстро тестированию идей, нежизнеспособные продукты определяются на ранних этапах.
  • Высокий рыночный потенциал полученных результатов. Часто в процессе глубинных интервью появляются новые идеи.
  • Благодаря тесному сотрудничеству с клиентами, успешные продукты продаются еще на этапе разработки.

 Недостатки:

Основные сложности возникают на этапе проведения глубинных интервью. Часто продуктовые команты:

  • не знают своих клиентов;
  • стесняются звонить клиентам для проведения интервью;
  • не понимают, как анализировать полученную информацию (отделять важное от побочного)
  • возможное отсутствие слаженности в работы продуктовой команды.

 Маркетинговое агентство SDA проводит  рабочие семинары Cusdev. Целью воркшопа является не столько изучение методики развития клиентов, сколько создание продуктовой команды и помощь на начальных этапах практического применения метода. В ходе недельного рабочего семинара, наши специалисты помогут сформировать Customer journey map, сделать первичное моделирование Canvas, провести серию интервью, сформировать продуктовые гипотезы, создать и провести защиту прототипа MVP перед экспертами рынка.

Мы также сотрудничаем с отделами R&D на постоянной основе по получению обратной связи от потребителей и доработке продукта (услуг) под рыночные требования.